Дипломная работа на тему "Учебное комментирование повести А.С. Пушкина Капитанская дочка"

ГлавнаяПедагогика → Учебное комментирование повести А.С. Пушкина Капитанская дочка


Закажите дипломный проект!
Cтоимость - от 6000 рублей. Срок выполнения - от 3 дней. Скидка по этой ссылке - 15%.
Кликайте здесь»

Напишем вам курсовые на заказ.
Cтоимость - от 1000 рублей. Срок выполнения - от 1 дня. Скидка по этой ссылке - 15%.
Кликайте здесь»



Текст дипломной работы "Учебное комментирование повести А.С. Пушкина Капитанская дочка":


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Учебное комментирование как проблема методическая

1.1 Место и роль комментирования в школьном преподавании литературы

1.2 Комментированное чтение как традиционный приём работы на уроках литературы

1.3 Комментирование в условиях школы с нерусским языком обучения

Глава 2 Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном преподавании

Глава 3 Система учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

3.1 Изучение повести с использованием метода комментированного чтения

3.2 Инновационные приёмы учебного комментирования повести «Капитанская дочка»

3.3 Результаты эксперимента

Заключение

Библиографический список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Обращение к исследованию проблемы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в общеобразовательной школе обусловлено тем, что это имеет основополагающее значение для эффективной организации учебного освоения художественного произведения в целом и данного произведения в частности.

Учебное комментирование позволяет углубить восприятие художественного текста, способствует созданию историко-культурной и личностной ситуации прочтения произведения.

В последние десятилетия в дидактике появились новые приемы комментирования, которые пока не используются в практике преподавания литературы как учебного предмета. Требует внимательного рассмотрения опыт составления учебного комментария к произведениям художественной классики в школе с нерусским языком обучения.

Таким образом, актуальность темы обусловлена, во-первых, возросшим интересом к изучению литературных произведений в школе с использованием учебного комментирования. Во-вторых, необходимостью обобщения взглядов на учебное комментирование, на возможность расширения контекста восприятия художественного произведения.

Предметом исследования является система методических приёмов, наиболее эффективно реализующих расширение контекста восприятия повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

В своём исследовании мы руководствовались следующей гипотезой: систематическое и целенаправленное использование различных приёмов учебного комментирования в работе над текстом А.С. Пушкина «Капитанская дочка» учащимися восьмого класса общеобразовательной школы способствует наиболее полному восприятию этого художественного произведения как эстетического и историко-литературного факта, помогает школьникам овладеть приёмами анализа литературного произведения и повышает их языковую культуру.

Цель исследования состоит в разработке методических приемов, способствующих реализации учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», а также в проверке на практике разработанных нами приёмов учебного освоения данного художественного произведения, предусмотренного программой для изучения в восьмом классе общеобразовательной школы.

В соответствии с гипотезой и целью исследования выделены следующие конкретные задачи:

1. Изучить историю вопроса об использовании комментированного чтения по трудам специалистов по методике преподавания литературы.

2. Выявить состояние изучаемой проблемы, а именно: проанализировать программы и учебники-хрестоматии по русской литературе для учащихся восьмого класса русской школы; выявить, как представлено изучение «Капитанской дочки» в методических пособиях и учебниках для учащихся киргизских школ с точки зрения рационального использования комментированного чтения для развития у учащихся умений анализировать художественное произведение.

4. Определить роль и место комментированного чтения в системе работы над художественным текстом в общеобразовательной школе и в системе работы над повестью А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

5. Определить методику комментированного чтения как одного из средств подготовки учащихся к самостоятельному чтению и анализу произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

6.  Предложить к использованию при анализе повести инновационные приёмы учебного комментирования.

7. В процессе опытного обучения проверить целесообразность и эффективность использования предлагаемых приёмов учебного комментирования.

Методологической основой исследования является труды российских и киргизстанских методистов (Г.И. Беленького, Л.К. Богомоловой, Е.В. Квятковского, М.Д. Кочерина, М.А. Рыбниковой, Л.А. Шеймана и др.) о преподавании литературы в общеобразовательной школе.

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

теоретический – анализ накопленных в науке данных о комментированном чтении художественного текста;

социолого-педагогический – изучение методических материалов – программ и учебников – в плане исследуемой проблемы;

экспериментальный – апробация в школе № 12 разработанных уроков для восьмого класса по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с использованием приёмов комментированного чтения и приёмов учебного комментария; анализ полученных результатов.

Объектом исследования является процесс литературного освоения повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Структура и объем работы.

Логика исследования, цель и задачи определили структуру и содержание работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложения.


ГЛАВА 1 УЧЕБНОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА МЕТОДИЧЕСКАЯ

1.1 Место и роль комментирования в школьном преподавании литературы

Комментирование – это любое истолкование произведения (в беседе, в лекции, в сочинении) (50,7).

Необходимо отличать комментирование от комментария. В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение комментария: «1. Разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту. Сочинения Пушкина с комментариями. 2. Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь. Комментарии к печати. Комментарии излишни» (51, 288).

Традиционно комментирование используется как способ анализа художественного произведения (41,4). В методике и практике работы над текстом художественного произведения определились следующие виды комментариев:

1. лингвистический комментарий (раскрытие семантики и этимологии слова, разъяснение значения образных средств);

2. исторический и социально-бытовой комментарий (толкование исторических фактов, событий, имен, названий, бытовых и этнографических деталей);

3. литературоведческий комментарий, связанный с характеристикой эпохи и литературных течений, с разъяснением литературоведческих терминов;

4. идейно-стилевой комментарий, в процессе которого делаются наблюдения над образной и идейно-тематической стороной произведения (42, 28).

В последние годы в связи с появлением новых дидактических систем обучения (в частности, системы «Развитие критического мышления через чтение и письмо») заговорили о новых способах комментирования. Правда, в школе они пока либо не употребляются, либо используются крайне редко. Речь идёт о комментировании как способе выявления глубины восприятия и понимания художественного текста учащимися и комментировании как способе контроля глубины понимания текста школьниками.

1.2 Комментиров анное чтение как традиционный приём работы на уроках литературы

Термин «комментированное чтение» вошел в литературу вначале как определение приема обучения и получил более широкое истолкование несколько позже, когда некоторые авторы (Г.И. Беленький, М.А. Шнеерсон и др.) вынесли его в оглавление своих исследований, освещающих целостный анализ, в котором существенную роль играет комментиров анное чтение.

В числе активных пропагандистов комментированного чтения следует назвать М.Д. Кочерину (21). Еще в 1952 году она предложила изучать произведения с помощью комментированного чтения. «Небольшие по объему произведения мы читаем в классе целиком и комментируем, а из больших произведений выбираем наиболее яркие отрывки, имеющие важное значение для выяснения идейного смысла произведения» (21, 54) .

Комментарии, сопровождающие чтение, по её мнению, носят в основном идейно-стилистический характер; он направлен на выяснение идейного содержания произведения и способов его выражения в языке.

В последующих работах М. Д. Кочериной комментарий толкуется уже более широко: это – не только стилистический анализ, но и разбор приёмов изображения (портретные характеристики, пейзажные описания и др.). Здесь уточняются цели классного чтения, раскрывается роль комментированного чтения в воспитании эстетического вкуса учащихся.

В статьях М.Д. Кочериной комментиров анное чтение трактуется как изучение произведения на двух этапах. На первом этапе посредством чтения с комментариями происходит первичное непосредственное знакомство с текстом, а на втором, после осмысления композиции произведения, подводятся обобщающие выводы в последовательности, соответствующей композиции произведения.

Л.К. Богомолова (13) в работах о комментированном чтении акцентирует внимание на проблеме предварительного ознакомления учащихся с художественным текстом. Актуальность этого вопроса убедительно доказана в интересном исследовании Е.В. Квятковского (18), который на обширном материале показал, как мало подготовлены учащиеся старших классов к полноценному самостоятельному восприятию текста. Методист справедливо замечает, что «на пути учащихся к пониманию художественного текста, к восприятию идейно-образного богатства литературного произведения стоит большое число препятствий: малый жизненный опыт, небольшая общая и речевая культура, неумение мыслить отвлеченно, в единичном различать проявление общего, недостаточная подготовленность к образному восприятию действительности…» (18, 4). В связи с этим он считает необходимым готовить учащихся к первому чтению и большую роль отводит чтению с комментариями: учитель читает и комментирует текст; самостоятельное чтение учащихся чередуется с комментированным чтением учителя; комментарий учителя следует после выразительного чтения им текста.

Таким образом, в 50-е годы начинаются активные поиски таких путей изучения художественных произведений, которые не уничтожали бы эмоциональное отношение к художественному слову и обеспечивали бы активное развитие творческого мышления учащихся.

В последние годы метод комментированного чтения получил широкое распространение в школах как один из наиболее эффективных приёмов анализа художественного произведения.

Этот вид чтения обычно применяется в старших классах. Он требует интенсивной и глубокой подготовки учителя. Если в младших классах учитель должен прокомментировать новые для учеников слова, то в старших требуется более глубокий комментарий: культурологический, с элементами сведений по истории, философии, мировоззренчески глубокий и основательный. Подобный комментарий всегда обогащает восприятие учениками текста, создает положительную мотивацию обучения.

Комментированное чтение способствует более глубокому проникновению в идейно-художественную ткань произведения, поэтому уроки комментированного чтения, несомненно, можно назвать уроками обучения искусно читать. Обращая внимание учащихся на художественные детали, на пейзаж, на портреты героев, на особенности языка, на мысли писателя, на подтекст произведения, учитель учит вдумчивому чтению, и это положительно влияет на качественность чтения школьников. В сочинениях и ответах они приучаются высказывать собственные суждения, приобретают способность критически оценить любое литературное произведение. Уроки комментированного чтения учат самостоятельно мыслить и понимать произведения искусства, развивают художественный вкус и чутье к языку.

Словарный запас и общий круг представлений многих школьников сравнительно невелики, недостаточны их сведения по истории, поэтому едва ли можно найти в школьной программе такое произведение, основной материал которого был бы понятен учащимся без пояснений учителя. Зачастую учащиеся, изучив произведение, знают в общем его содержание, определяют (повторяя учебник и учителя) его идейное значение, дают оценку героев, но не понимают смысла ряда слов, выражений, а, следовательно, и самого текста. Например, дети без помощи учителя никогда не смогут объяснить иносказательный смысл разговора «вожатого» с хозяином постоялого двора (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», глава 2). Отсюда и равнодушное отношение школьников к непонятным произведениям, и невыразительное их чтение.

Только тщательное комментирование текста поможет учащимся глубоко понять изучаемое произведение.

Для многих учеников восьмых классов метод комментированного чтения оказывается наиболее эффективным путём восприятия и осмысления литературного произведения, школьники осваивают программу по литературе более успешно, чем те, кто не читает текст с комментированием. Несомненно, в школе с нерусским языком обучения на такое чтение требуется много времени. Но как показывает опыт, после такой работы достаточно двух-трех итоговых уроков и учащиеся сами могут делать выводы и обобщения.

Конечно, работа над текстом художественного произведения сложна и многообразна. Это и занятия по выразительному чтению, и заучивание наизусть, пересказы, которые полезно иногда практиковать и в старших классах, аналитические беседы, сопровождаемые цитированием, письменные ответы на вопросы. Но одним из важнейших приемов работы над текстом всё-таки становится комментированное чтение.

Комментированное чтение органически переплетается с другими формами работы над текстом, в частности с самостоятельным чтением, в процессе которого закрепляются навыки, приобретённые на уроках комментированного чтения текста. Преобладающим оно является в восьмом классе, где учащиеся впервые знакомятся с историко-литературным курсом, работают над сложными произведениями, учатся писать сочинения. Особенно оно необходимо слабо подготовленным учащимся.

Приемы комментированного чтения меняются в зависимости от специфики изучаемого произведения и по мере роста учеников: увеличивается степень их самостоятельности в школе с киргизским языком обучения, активнее используется проблемный метод изучения, углубляется идейно-стилистический анализ текста произведения.

Таким образом, в школьной практике преподавания традиционно используется метод комментированного чтения текста, он помогает учащимся глубже понять изучаемое произведение. Но частично решить проблему углубленного изучения художественного текста, заинтересовать учащихся процессом постижения произведения позволяют и новые приёмы учебного комментирования текста, о которых будет сказано ниже.

1.3 Комментирование в условиях школы с нерусским языком обучения

Специфика изучения русской литературы в национальной школе обуславливает своеобразие в методах и приёмах преподавания. Освоение художественного, нравственно-этического богатства русской литературы в национальной школе сопряжено со значительными трудностями, которые связаны, с одной стороны, со словарно-фразеологическим обеспечением курса русской литературы, с другой – со спецификой национальной литературы, отдалённостью социальной и культурно-исторической эпохи произведений от современного читателя. В связи с этим сфера действия и использования комментированного чтения в национальной школе значительно расширяется.

В этом параграфе мы будем опираться на пособие Л.А. Шеймана «Основы методики преподавания литературы в киргизской школе» (41).

Восприятие художественного произведения – это своеобразное сотворчество писателя и читателя, которое требует известного жизненного опыта, умственного и эмоционального развития в воображении учащихся. Национальная среда, которая является источником жизненного опыта ученика складывается из особенностей быта, нравственных представлений, норм поведения, явлений национальной культуры, искусства.

«При первом чтении литературных произведений на русском языке иноязычные учащиеся нередко под влиянием привычек беглого чтения на родном языке не задумываются над смыслом отдельных слов. Практика показывает, что самостоятельное чтение (без помощи учителя) русского текста бывает неточным, поэтому знакомство с текстом художественного произведения должно быть подготовленным: предварительно введены в лексикон некоторые трудные языковые явления, реалии, затрудняющие восприятие текста учителю следует тщательно прокомментировать начало произведения или самому прочитать его и проверить, насколько оно понято учащимися. Иногда учительский комментарий должен сопровождать не только начало произведения. Нельзя, однако, злоупотреблять комментированием: объяснять следует только то, что без помощи учителя ученики не поймут. Поэтому комментирование требует от учителя большого мастерства и должно преследовать широкие цели, а не сводиться, как это бывает, к ознакомлению с содержанием произведения» (17, 132-134).

«….В процессе изучения русской литературы в школе национальной школе пути учащихся к глубокому восприятию и постижению искусства слова встречается немало препятствий, обусловленных наличием малоизвестных собственных имен, устарелой лексики, ушедших в прошлое бытовых реалий. Все эти сложности усугубляются в национальной школе из-за недостаточного знакомства с русской историей, культурой, реалиями русского быта…. » (17, 9).

Например, киргизскому школьнику нередко трудно воспринимать и осознавать произведения русской литературы в силу необычности этнографических деталей, некоторой непривычности общественных отношений, обычаев. Подчас ученику незнакомо не только слово, но и само явление или предмет, которые обозначаются им (например, Анна Иоанновна, сюртук, погребец и пр.).

Эстетическое восприятие художественных произведений также основано в национальной школе на представлениях, связанных с географическими и этническими особенностями, окружающими человека ещё с детства. Именно этим обусловлен весь «образный арсенал» (М.В. Черкезова) литературы данного народа – вся традиционно сложившаяся система образных средств. Восприятие инонациональной литературы осложняется еще и тем, что её первоэлементом является неродной для учащихся язык. Таким образом, в национальной школе на пути приобщения к духовным ценностям русской художественной литературы в условиях национальной школы возникают два препятствия – языковой и культурно-эстетический барьеры.

Задача методики преподавания русской литературы состоит в том, чтобы найти пути преодоления указанных трудностей. Решить эту проблему призвана система приёмов и методов анализа художественного произведения, среди которых определяющая роль принадлежит комментированному чтению.

«Учитель национальной школы должен представлять, как будет воспринят учеником данного возраста неповторимый мир произведений того или иного писателя, должен помочь соотнести этот мир с теми знаниями и эстетическими навыками, которые сформировались у учеников в процессе изучения родной литературы, то есть при изучении русской литературы имеет место и положительное влияние эстетического опыта учащихся, приобретённого на уроках киргизской литературы» (41, 192).

Следовательно, одним из важных приёмов организации комментированного чтения в школе с нерусским языком обучения является опора те умения и навыки, которые получают учащиеся в курсе родной литературы, и использование знаний, полученных учащимися при знакомстве с явлениями родной литературы, близкими в идейно-художественном отношении к определенным явлениям русской литературы.

ГЛАВА II ПОВЕСТЬ А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» почти в течение столетия входит в программу обучения школьников. В настоящее время в школах с русским языком обучения в Кыргызской Республике повесть «Капитанская дочка» изучается по учебнику для восьмого класса Г.И. Беленького, который первоначально был издан в 1993 году. При написании своей работы мы использовали учебник для киргизской школы, авторами которого являются З.С. Смелкова и К.Х. Джидеева (5), а также школьные программы Г.И. Беленького (6), А.Г. Кутузова (7), Т.Ф. Курдюмовой (8), Л.А. Шеймана (9).

В традиционном школьном преподавании разбор повести зачастую сводится только к чтению и комментированию текста по главам. Далее школьники работают над составлением характеристик действующих лиц. Как правило, это характеристика одного из героев по предварительно данному или коллективно составленному плану, в которой воспроизводится то, о чём говорилось на уроке. Заканчивается разбор письменной работой – сочинением. Такая последовательность уроков не позволяет акцентировать внимание на самых значимых идеях произведения, сосредоточиться на характерах героев в целом. Мысль учащихся дремлет, они не развивают навык самостоятельного анализа произведения, так как все выводы преподносятся им в готовом виде. И хотя в устных высказываниях и в сочинениях учащихся звучат чёткие ответы на основные вопросы темы, хотя на обобщающих уроках постороннему наблюдателю может показаться, что в этом классе ребята неплохо знают литературу, всё же знания учащихся носят формальный характер. При таком методе работы теряется главное – эстетическое воздействие произведения на ученика, без чего, разумеется, невозможно литературное развитие.

«В статье, посвященной анализу повести, методист М.Н. Салтыкова (28) приходит к выводу, что, устанавливая последовательность уроков по разбору повести, надо исходить прежде всего из её художественного своеобразия. «Это своеобразие, – пишет автор, – делает малоцелесообразным изучение «Капитанской дочки» по ходу развития действия, благодаря наличию в повести двух сюжетных линий» (34, 488). Нельзя не согласится с таким выводом. Методист предлагает разбирать повесть «по циклам глав», используя и метод комментированного чтения. Такая система уроков обладает преимуществом перед распространённым анализом по главам: учащиеся на уроке охватывают более обширную «площадь» текста, что дает значительные возможности для сопоставления, обращений к уже изученному материалу. Работа с циклами глав позволяет увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся. И всё-таки система, предложенная М.Н.Салтыковой, исходит из ею же отвергнутого принципа – анализировать повесть «по ходу развития действия». В ряде уроков нет ведущей, центральной темы. Это лишает урок необходимой монолитности, собранности, в особенности, когда необходимо целостно анализировать характеры героев

В статье «Повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка" в школьном изучении» другой методист А. Дегожская (16) предлагает свою следующую последовательность уроков по изучению повести.

В этой методической разработке нет информации о сложившейся исторической ситуации конца восемнадцатого века, давшей содержательную основу повести А.С. Пушкина, т.е. нет историко-культурного комментария. Неверно и то, что для самостоятельной работы (сочинения) учащимся дается только одна тема. Также непонятно, что учитель должен дать детям на заключительном уроке.

Положительным в данной разработке уроков является следующее: автор (А. Дегожская) планирует разнообразные задания для учеников. Например, предлагает ученикам самостоятельно проанализировать главу «Незваный гость» или советует подумать, как в их собственной жизни могут проявиться «мужество и благородство».

Спустя два года, в методических указаниях к хрестоматии «Родная литература» для седьмого класса А. Дегожская в соавторстве с Е. Ахутиной и др. предлагает вести анализ повести по циклам глав; «внутри этих циклов анализ можно вести по темам». Например, сначала даются первая и вторая главы – это «введение» в повесть. Цель этого цикла – познакомить учащихся с периодом становления одного из главных героев повести – Петра Гринёва. Второй этап – третья, четвёртая и пятая главы. Цель этого цикла – изучение действующих лиц в мирной обстановке. Третий этап – с пятой по четырнадцатую главу. В них читатель узнаёт о народном восстании, знакомится с Пугачевым, его вождём; осуждает никчемность царской армии. Комментиров анное чтение предполагается как один из приёмов работы с текстом.

В центре работы – анализ взаимоотношений Пугачева и Гринёва.

На начальном этапе, перед знакомством с повестью А.С. Пушкина «Капитанская дочка», предлагается провести внеклассное занятие: «Историческая обстановка на Руси в конце XVIII века».

Заключительная работа – письменное задание. Предлагаются такие типы заданий: выборочный пересказ, пересказ какой-нибудь главы, сочинение.

В этом методическом пособии не определяется количество часов работы с произведением «Капитанская дочка», даются лишь рекомендации для проведения уроков и дополнительный вспомогательный материал.

Методист К.Г. Бочаров (14) предлагает следующую последовательность изучения повести «Капитанская дочка»: 1. предварительное усвоение текста (с заранее предложенными вопросами); 2. вступительные занятия, историческое содержание повести и её герои; 3. изображение Пугачева; 4. характеристика Гринёва; 5. второстепенные образы дворян – защитников крепостного строя, Маша Миронова, Савельич; 6. идейное содержание и значение повести; 7. разбор сочинений.

Данная система уроков включает анализ основных компонентов повести как исторического произведения. Построение системы с этой точки зрения логично: на первом плане – образ Пугачева, который автор считает и ключом к пониманию идейного содержания повести. Но в целом система уроков построена как цепь изолированных друг от друга характеристик (сочинение – тоже характеристика) и мало отражает художественное своеобразие повести как эстетического целого. Положительно в системе К.Г. Бочарова – органическое слияние учебной методики изучения повести с основательным литературоведческим анализом. О комментировании автор не упоминает.

Один из возможных вариантов анализа повести дает К.П. Лахостский (24) в книге «Пушкин в школе», в статье, посвящённой анализу этого произведения в VIII классе.

В системе работы, предлагаемой К.П. Лахостским, особого внимания заслуживает второй урок, цель которого, как нам кажется, продиктована стремлением создать у учащихся целостное эстетическое впечатление от только что прочитанной повести. Такой урок погружает учащихся в мир произведения, здесь приём комментированного чтения оказывается вполне уместным, оправданным и необходимым. От первого знакомства с произведением в сознании учащихся остается рисунок целого, пусть ещё несовершенный и туманный. Потом начинается вчитывание, «вглядывание» в повесть, в её отдельные темы и образы. Анализ становится гораздо плодотворнее оттого, что он ведется на фоне впечатлений от произведения в целом. Художественная специфика повести явилась источником для правильных методических решений.

План работы над изучением повести Пушкина, предложенный М.Г. Качуриным и М.А. Шнеерсон, также подчинен задаче изучения исторической основы произведения. Авторы не разрабатывают поурочного планирования, а определяют этапы разбора "Капитанской дочки". Дается план вводной беседы, рекомендуется ознакомление с первоначальным пониманием учащимися повести, намечаются основные вехи анализа ее текста.

Движение, смена тем направляет мысль учителя к созданию уроков, построенных на сопоставлении, например: «Семья Мироновых и Гриневых», «Гринёв и Швабрин».

Своеобразие школьного анализа повести А.С.Пушкина, предложенного М.Г. Качуриным и М.А. Шнеерсон, – в максимальном сосредоточении внимания детей к языку произведения. Заставляя вчитываться в повествование, вслушиваться в речь действующих лиц, активизируя интерес к отдельным художественным деталям, и прежде всего к слову, учитель ведет учащихся к постижению характера героя, к пониманию развивающихся в повести событий, ее сюжета, используя при этом методику комментированного чтения.

Задача, поставленная авторами, – идти в изучении повести от слова к замыслу писателя – диктует и тематику сочинений: «Как раскрываются характеры «старинных людей» в их языке», «Роль фольклора (песни, сказки, пословицы, поговорки) в раскрытии образа Пугачева». Сочинения такого типа не часто практиковались в школе в 50-е – 70-е годы прошлого века, и поэтому напоминание о них было весьма своевременно.

«Потребность в пояснениях к тексту диктуется, прежде всего школой, юным читателем, и вполне естественно, что преподаватель литературы, начиная с классных замечаний к тексту, переходит к научной работе над серьезным историко-литературным комментарием к тексту и выполняет его на уровне большой научной серьезности», – пишет М.А. Рыбникова (34) в книге «Очерки по методике литературного чтения». Методист отдаёт дань своему времени: «обучать всему нужно с позиций коммунизма». Но мысль о необходимости серьёзного историко-литературного комментария к произведению заявлена ею вполне определённо.

Рыбникова разрабатывает очень интересный подход к изучению повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – анализ произведения предлагается вести путем его сопоставления с «Историей Пугачевского бунта» (сравнение жанра, языка произведения, системы образов и персонажей).

В интересной статье А.И. Комаровской (19) «О некоторых возможностях анализа образа Пугачева» предлагается вариант анализа повести через призму отношения к ней поэта Марины Цветаевой, «чье непосредственное, живое восприятие повести Пушкина, естественно, найдёт отклик у ребят».

Для автора особенно значим историко-культурный комментарий к повести. Учитель предлагает учащимся вспомнить, какие черты характера более всего присущи Дон Кихоту Ламанчскому, а после сообщает, что только с ним согласна сравнить Пугачёва Марина Цветаева… Или, например, преподаватель рассказывает о том, что Цветаева всегда воспринимала повесть "Капитанская дочка" только под названием «Вожатый». Звучит вопрос: «Как бы вы назвали эту повесть?», «Почему Пушкин назвал повесть "Капитанская дочка"?». Учитель спрашивает о справедливости следующей мысли М. Цветаевой: «…и готова была горько плакать, что Гринев не понимает (Гринев вообще не из понимающих), что мужик его любит, всех рубит, а его любит, как если бы волк вдруг стал сам давать тебе лапу, а ты бы этой лапы – не принял».

В интересной статье Г.И. Беленького (11) «А.С. Пушкин "Капитанская дочка"» также рассматривается система уроков по изучению повести. Анализ Г.И. Беленького ценен прежде всего тем, что он ведется со строгим учётом фигуры рассказчика – Петра Гринёва. Говоря о рассказчике, методист утверждает: «Гринёв показан в развитии. Решающими в его духовном созревании были месяцы крестьянского мятежа и встречи с Пугачёвым. Ни один человек (кроме Маши Мироновой) не сыграл такой роли в жизни Гринёва, как Пугачев».

Однако с таким выводом можно согласится лишь отчасти. Да, встречи с Пугачёвым – ярчайшее воспоминание Гринёва, удивительные страницы его жизни. Конечно, Пугачев сыграл огромную роль в судьбе Гринёва, и Гринёв был под обаянием его личности. Но всё же встречи с Пугачевым не заставили Петра Андреевича посмотреть другими глазами на восстание, хотя бы немного приблизиться к пониманию его причин. Чувство благодарности к Пугачеву не мешает Гринёву и в старости называть его «злодеем, обрызганным кровью стольких невинных жертв», его войско «шайкой», войну с восставшими «скучной и мелочной», действия Пугачева злодейскими. О способах комментирования повести автор, Г.И. Беленький, не упоминает, так как его цель – анализ содержания повести, а не методика её изучения.

Не во всех методических пособиях есть поурочный план работы (14, 23, 28, 32), но во всех есть рекомендации к проведению уроков по "Капитанской дочке". В пособии есть дополнительная информация в помощь учителю, она может быть использована в качестве комментария. Эта система уроков является недостаточно разработанной: даются лишь отдельные справки учителю, предлагаются стандартные вопросы и темы сочинений. Непонятно, какой выбран путь анализа, – по главам, по циклам глав, вслед за автором или же анализ пообразный.

В настоящее время предлагаются разработки различных вариантов проведения уроков по повести А.С. Пушкина.

Учитель московской школы № 312, А.В. Матвеева предлагает провести один из уроков в форме ролевой игры «Суд над Гринёвым». Каким бы ни было решение высокого суда, во время этой игры сводится воедино всё, что пережито и осмыслено за долгое время проникновения в эту удивительную историческую повесть, такую острую и актуальную для тех, кто взрослеет. Чтобы отстоять свою точку зрения, учащимся придется часто обращаться к тексту, уметь быстро найти что-либо нужное в нём, поэтому ребята должны быть хорошо знакомы с текстом и с комментарием к нему.

Главная задача комментированного чтения повести Пушкина «Капитанская дочка» в школе с киргизским языком обучения – помочь ученику стать вдумчивым читателем, повысить интерес к литературе, углубить понимание целостной природы художественного произведения (единства содержания и формы).

Анализ программы (9) и учебника по литературе в киргизской школе (5) показал, что в них отводится определённое место изучению произведения «Капитанская дочка». В программе предусмотрены виды работы, способствующие сознательному усвоению содержания повести, развитию умений анализа важных идейно-художественных особенностей текста.

Как недостаток следует отметить отсутствие в программе установки на комментиров анное чтение повести «Капитанская дочка» в процессе работы над ней, недостаточное освещение вопросов формирования теоретико-литературных понятий.

В учебнике по русской литературе для 8 класса киргизской школы разъяснения незнакомых слов в основном выносятся на постраничные сноски, но не учитываются многие лексические трудности и объяснения не всегда обеспечивают полноценное восприятие текста во время чтения учащимися школы с киргизским языком обучения.

Рассматривая недостатки учебника по русской литературы для киргизской школы, мы коснулись и проблемы адаптации художественных текстов в этом учебнике.

Художественная проза в этом учебнике, на наш взгляд, излишне сильно адаптирована. Для изучения из повести «Капитанская дочка» берутся лишь отдельные отрывки, которые к тому же сильно сокращены. Эти отрывки могут дать учащимся лишь самое общее представление о сюжете, героях, идейной направленности, языковых и эстетических ценностях созданного художником слова.

В учебниках-хрестоматиях по русской литературе в школах с киргизским языком обучения представлен комментарий к тексту и специальные задания, направленные на выработку умения «вчитываться» в художественное произведение. Комментарий содержит историческую справку о событиях, послуживших основой для их написания, разбор идейно-художественного содержания, толкование отдельных фраз, строк.

Однако статья в учебнике, вопросы и задания к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» не создают учащимся условий для высказывания самостоятельных суждений, оценок, недостаточно способствуют проведению анализа художественного произведения в единстве содержания и формы, не раскрывают русско-киргизские литературные связи, не нацеливают школьников уделять пристальное внимание словесно-образным средствам художественного изображения.

Таким образом, большинство методистов, авторов методических рекомендаций к изучению повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», считают необходимым давать историко-культурный комментарий к произведению, но, как правило, методика изучения повести оставлена на усмотрение учителя, работающего со школьниками. Из приёмов комментирования в отдельных случаях упоминается только приём комментированного чтения, аспекты которого определены недостаточно обстоятельно и отчётливо.


ГЛАВА III СИСТЕМА УЧЕБНОГО КОММЕНТИРОВАНИЯ ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

3.1 Изучение повести «Капитанская дочка» с использованием метода комментированного чтения

Планируя работу, мы определяем место уроков комментированного чтения в системе занятий по всей теме. Так, приступая к изучению повести «Капитанская дочка», прежде всего, решим, сколько уроков нужно отвести в школе на комментиров анное чтение, какие главы повести прочитать в классе, сколько времени уделить вступительным занятиям и последующим обобщающим урокам. Необходимо учитывать, что вводные уроки, уроки комментированного чтения и обобщающие уроки неразрывно связаны между собою и составляют звенья единой цепи.

Связь эта простирается и далее. Для того чтобы текст произведения был понятен учащимся и можно было бы свести комментарии к минимуму, необходимо до чтения текста сообщить учащимся сведения об эпохе и о литературной борьбе, участником которой был писатель, о его общественно-политических и литературных взглядах, об истории создания изучаемого произведения. Круг таких знаний определяется заранее, чтобы можно было в обзорных темах и на вводных занятиях подготовить учащихся к чтению произведения.

Для того чтобы успешно прошли уроки по изучению повести «Капитанская дочка», школьники должны хорошо знать основные черты эпохи правления Екатерины Великой и связанные с этим причины Пугачёвского восстания. Если этот материал не будет усвоен, то уроки комментированного чтения повести превратятся в обзорные лекции.

При продумывании системы занятий надо также учитывать, что материал художественного произведения будет способствовать конкретизации в представлении учащихся тех общих сведений, которые сообщались в обзорных и вводных темах. Поэтому уроки комментированного чтения строятся с учётом задач, которые решались при изучении обзорных тем.

На вводных занятиях учащимся сообщается не только сумма необходимых сведений, но и намечаются задачи, которые будут решены в процессе работы над произведением. Работа над текстом всегда должна быть целенаправленной.

Уроки комментированного чтениядают материал для решения намеченных задач. В ходе комментирования акцентируется внимание на следующих вопросах: Осуждает ли Пушкин предводителя восстания Емельяна Пугачева? Как относится поэт к Петру Гринёву? В чём смысл противопоставления Гринёва и Швабрина? Чем отличается метод изображения героев в повести «Капитанская дочка» и в произведении «История Пугачева»?

На обобщающих занятиях, суммируя наблюдения, сделанные над произведением, даётся решение поставленных задач.

Такой путь работы обеспечит соблюдение одного из важнейших положений, определяющих успех учителя: идея художественного произведения будет обнаружена учащимися в самой ткани этого произведения, в его образной системе, а не будет сформулирована учителем как некая догма, в подтверждение которой подбираются цитаты из произведения. Предполагаемый метод обеспечит максимальную убеждённость, заинтересованность и глубину знаний учащихся.

Обдумывая систему занятий по теме, учитель определяет соотношение часов, отводимых на комментиров анное чтение и на обобщающие уроки. Работе над текстом (в том числе и урокам комментированного чтения) уделяется основное внимание в системе занятий по художественному произведению.

Заранее решается и вопрос о взаимосвязи уроков комментированного чтения. Если произведение велико по объему и на чтение его отводится ряд уроков, надо построить их так, чтобы они были тесно связаны между собой, взаимно обусловлены. Каждый последующий урок комментированного чтения является новым этапом изучения текста, раскрывает новые черты героев, особенности языка и композиции произведения или расширяет наблюдения, сделанные на предшествующих уроках. Необходимо постоянно возвращаться к ранее сделанным наблюдениям, проводить сопоставления, устанавливать связи.

Комментированное чтение входит как составной элемент в обзорную лекцию, в ходе этой лекции дается значительная часть комментариев.

При изучении повести «Капитанская дочка» обзорная лекция и комментиров анное чтение фрагментов произведения строятся так, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному чтению и вызвать у них интерес к произведению, желание прочитать его. Работа над произведением, изучаемым обзорно, органически сочетается с работой по внеклассному чтению.

Остановимся на соотношении самостоятельного домашнего чтения и комментированного чтения в классе. В одних случаях самостоятельное чтение предваряет чтение в классе (если произведение изучается «по проблемам» или обзорно), а в других случаях комментиров анное чтение предшествует самостоятельному. В восьмом классе такого рода последовательность (комментиров анное чтение – самостоятельное) должна стать правилом, в котором лучше избегать исключений. Работа над текстом начинается со вступительной беседы и уроков комментированного чтения. После того как прошли уроки чтения в классе, учащиеся продолжают читать текст дома. Таким образом, у учащихся развивается умение без помощи учителя разбираться в прочитанном, и далее можно предоставлять им всё большую и большую самостоятельность.

В дальнейшем эффективно на уроках заслушивать сообщения учащихся о прочитанных дома главах, комментарий к которым они готовят сами.

Учитель предварительно продумывает, как комментировать те части произведения, которые не читаются в классе, ведь нередко и они нуждаются в пояснениях. Отдельные сведения учитель даёт до чтения: либо проводя вступительную беседу, либо определяя домашнее задание. Некоторый материал разъясняется на последующих уроках в процессе пересказа и анализа текста, прочитанного самостоятельно.

Важно как можно раньше приучить школьников спрашивать учителя о значении непонятных слов: незнакомых имен, названий и т.д., учить школьников пользоваться сносками в хрестоматии, а в дальнейшем – комментариями в конце книги, толковыми и энциклопедическими словарями (всё это – навыки, необходимые в практической жизни, их необходимо развивать постепенно и последовательно). Тренировочные работы со словарём могут быть предложены учащимся в качестве специальных заданий на уроке и дома, учить школьников при самостоятельном чтении отмечать (выписывать или подчеркивать) непонятные слова и спрашивать учителя об их значениях.

Давая задание самостоятельно прочитать то или иное произведение или отдельные главы, учитель предлагает ряд вопросов, над которыми ученикам рекомендуется подумать. Это дает возможность применить в самостоятельной работе над текстом навыки анализа художественного произведения, которые прививаются учащимся на уроках.

В процессе беседы по прочитанному материалу продолжается работа с комментированием: даётся комментарий, касающийся идейно-стилевых особенностей произведения, сопровождаемый чтением отрывков из главы; попутно поясняется значение того, что непонятно учащимся. Так, из главы III («Крепость») повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» читается описание Белогорской крепости. В этом описании ряд слов и понятий требует пояснения (военные звания, устаревшие названия предметов быта).

Таким образом, главы, которые учащиеся читают самостоятельно, комментируются различными способами, и учителю необходимо заранее продумать, как он осуществит их комментирование.

В ходе работы обнаруживаются проблемы, связанные с комментированием текста.

Урок комментированного чтения, как правило, начинается с определения темы и цели урока, после чего учитель приступает к проверке домашнего задания. На уроках, где предстоит читать и комментировать очень большой текст, связь с предыдущим уроком устанавливается путём проведения беглого фронтального опроса по основным вопросам, которые нужно вспомнить для восприятия нового материала. Если проводится подряд несколько уроков комментированного чтения, полезно проверить, как усвоен учащимися текст, прокомментированный на предыдущих уроках, как поняты самостоятельно прочитанные главы и т.д.

Приёмы опроса желательно разнообразить. Можно проводить уплотнённый или фронтальный опрос в письменной и устной форме (запись цитат на доске, письменные ответы на вопросы по тексту, чтение цитат и отрывков, выученных наизусть, запись плана произведения, главы и т.д.). Эффективно написание учащимися сочинения-миниатюры, которое может быть не только итоговой проверочной работой, но и одним из видов анализа текста. Ученикам предлагается использовать текст произведения в процессе создания сочинения. Такой вид работы проводится после того, как текст был прокомментирован в классе, или с целью проверки навыков самостоятельного чтения и комментирования. Приёмы опроса на одном уроке могут быть многообразными.

Например, проводится опрос на уроке комментированного чтения второй главы повести «Капитанская дочка» (встреча с Пугачёвым). Вначале учитель ведет беседу с классом по материалу первой главы, прокомментированной на предыдущем уроке, звучат следующие вопросы: «О чём мы узнали из первой главы повести? С какими действующими лицами познакомились?».

Многих вопросов мы коснемся бегло, лишь с целью закрепления в памяти наиболее ярких эпизодов прочитанной главы. Внимание останавливаем на образе главного героя, Петра Гринёва (его портрет, общественное положение, вкусы, интересы, привычки, особенности речи, манеры поведения, приёмы обхождения с людьми, отношение к нему новых знакомых). Разбор и комментирование второй главы послужит продолжением беседы, начатой в начале урока: выясняется, что нового дает вторая глава для характеристики Савельича, как раскрывается в ней образ Петра Гринёва.

Опрос на уроках комментированного чтения органически связывается с новым материалом, подводит к его восприятию и способствует установлению связи новых глав с уже прочитанными главами произведения. Такая система работы обеспечивает целостность восприятия учащимися художественного текста.

Следующий этап урока – комментиров анное чтение нового текста.

Основное условие, от соблюдения которого зависит качество урока, – текст должен быть прочитан с максимальной выразительностью, так, чтобы произведение взволновало, захватило учащихся, вызвало у них соответствующие переживания. Чтение текста – реплик героев, раздумий автора и т.д.– может многое раскрыть с такой полнотой и эмоциональной силой, что и комментарии будут излишни. Но логические рассуждения, следующие за ярким, волнующим чтением текста, зачастую не только не способствуют его пониманию, но убивают эмоцию, разрушают очарование, вызванное звучащим художественным словом.

Степень эмоционального воздействия комментированного чтения впрямую зависит от выразительности чтения текста и умения сочетать чтение с анализом прочитанного. При подготовке к уроку опытные учителя уделяют большое внимание выразительному чтению.

Нередко возникает вопрос: кто должен читать текст вслух, учитель или учащиеся? Читать должен тот, кто может хорошо, выразительно подать материал: в первую очередь – учитель. Но если в классе есть ученики, умеющие хорошо читать, то и они после соответствующей подготовки могут прочитать текст.

Во время чтения в классе книги учеников закрыты и взоры обращены на учителя, так как, следя по книге, учащиеся нередко забегают вперед, отвлекаются и перестают слушать учителя, голос которого им лишь мешает.

Не только голос читающего, но и выражение его лица, его жесты имеют значение для укрепления контакта читающего, автора произведения и слушателей. А читать всегда надо так, словно ты и сам впервые читаешь произведение и вместе с ребятами им восторгаешься.

Для того чтобы работа на уроке комментированного чтения была целенаправленной, важно не только учителю, но и учащимся знать, какие задачи стоят перед ними на уроках. Чёткость постановки задачи способствует активизации мышления учащихся и лучшему усвоению материала. Комментируя произведение или часть его, учителя часто ставят перед классом вначале урока вопросы, над решением которых рекомендуется подумать в процессе чтения.

Слушая чтение, учащиеся знают, на чём надо зафиксировать внимание, что подмечать, и при комментировании текста им легче найти нужный материал. Предварительных вопросов не должно быть много, формулировать их нужно чётко. Что касается степени трудности предварительных вопросов, то среди них могут быть и более легкие, и более трудные, рассчитанные на активизацию мышления учеников.

Одна из основных задач учителя на уроках учебного комментирования – пробудить мысль учащихся, научить их, читая, слушая, думать, наблюдать, подмечать то, что незаметно неопытному читателю, заставить их мысль напряженно работать.

Чтение и комментирование текста должны органически сочетаться с аналитической беседой, в процессе которой думают и активно работают сами учащиеся, а учитель лишь направляет их мысль в нужное русло. Даже в том случае, когда мы знаем, что учащиеся не смогут прокомментировать текст, всё же иногда стоит дать предварительную установку: поставить перед ними трудный вопрос, который заставит их подумать, а затем внимательнее вслушаться в объяснения учителя.

Истина, добытая коллективными усилиями класса, прочно усваивается и превращается в убеждение.

Вопросы, которые в процессе комментированного чтения ставятся перед классом, даются в определенной системе и ведут учащихся к осознанным выводам. Логическая последовательность, чёткость и стройность обязательны для любой беседы учителя с классом. Поэтому систему вопросов следует наметить заранее. Так, готовясь к уроку комментированного чтения по последней главе повести «Капитанская дочка» «Суд», нужно установить, какие вопросы следует поставить перед классом в процессе комментирования этой главы, а затем продумать, в какой последовательности они будут задаваться.

Можно комментировать материал и ставить вопросы аналитического порядка по ходу чтения (оно будет неизбежно выборочным, так как читать полностью всю главу на уроке из-за её большого объёма нерационально). Но для того чтобы последовательность и логика вопросов помогали учащимся находить правильные решения и разбираться в тексте, следует материал сгруппировать и строить беседу, наметив, основной её стержень. Таким стержнем является идея произведения.

Чтобы на уроках комментированного чтения не ослабевала активность учащихся, необходимо максимально разнообразить приёмы работы.

Наиболее трудные слова, понятия объясняет сам учитель. Некоторые понятия объясняют учащиеся в процессе чтения и разбора текста в классе. Иногда такие объяснения они готовят к уроку в порядке выполнения домашнего задания. Постоянно проводится на уроках комментированного чтения аналитическая беседа по прочитанной главе или отрывку. Иногда учитель предлагает учащимся самим составить вопросы по тексту и на уроке по этим вопросам проводит беседу. Другие возможные приемы работы: выразительное чтение отдельных эпизодов и сцен (где возможно – по ролям); дискуссия по прочитанной главе или ряду глав (аргументируя те или иные положения, учащиеся широко используют и комментируют текст); небольшие сообщения или доклады о прочитанном; сопоставление с ранее изученными произведениями; использование материала критических статей применительно к прочитанному; небольшая лекция учителя по прочитанной части произведения или его рассказ, цель которого – сообщить учащимся сведения, необходимые для понимания текста, и т.д.

При выборе того или иного приёма учитывается специфика текста, уровень подготовки класса, индивидуальные особенности учеников, стадия работы над произведением. Надо постепенно стремиться к увеличению самостоятельности учащихся, к активизации их мыслительной деятельности.

Так, в ходе чтения первых глав произведения преобладает обычно комментарий, даваемый самим учителем в сочетании с аналитической беседой и подготовкой выразительного чтения. В дальнейшем, когда учащиеся войдут в круг образов произведения, поймут и почувствуют его особенности, увеличивается степень их самостоятельности в работе над текстом (они готовят комментарии, доклады и сообщения о прочитанном, самостоятельно разрабатывают вопросы и т.д.). Точно так же усложняется от класса к классу работа учащихся над текстом.

Трудно установить, где кончается комментирование и начинается беседа. Точно так же комментиров анное чтение сочетается с работой над текстом, над выразительным чтением, с подготовкой пересказов, докладов, сообщений, с письменными работами типа ответов на вопросы, сочинениями-миниатюрами. Темой сочинения может быть самостоятельное истолкование учеником той или иной главы произведения.

Система работы учителя над текстом или отдельный урок только тогда и хороши, когда представляют собою переплетение и органическое сочетание разнообразных методов работы.

Так, например, на уроке комментированного чтения четвертой главы повести «Капитанская дочка» учитель читает и комментирует текст, школьники учатся выразительно читать концовку главы; отвечая на вопросы в процессе беседы, раскрывают смысл отдельных слов и выражений, проводят идейно-стилевой анализ текста, подбирают цитаты, пересказывают содержание пропущенных частей главы.

Перед учителем встает еще одна проблема: дозировка и принципы подбора комментария. На чём должен основываться этот принцип? Что и как отбирать для комментирования?

Для того чтобы решить этот вопрос, учитель должен всегда отчётливо представлять себе, какова конечная цель уроков комментированного чтения, к каким выводам надо подвести учащихся, какие бытовые реалии, исторические факты существенны для понимания основной проблематики произведения, какие особенности стиля писателя значимы для восприятия текста. Только имея перед собою определенную цель, зная, куда он ведёт учащихся, учитель сможет правильно дозировать и отбирать материал для комментария.

Перейдя к непосредственному разбору произведения, мы, прежде всего, должны проверить, правильно ли учащиеся понимают те или иные слова (например, «премьер-майор»). Надо помочь школьникам понять смысл иносказательного разговора Пугачева с хозяином дома, где остановился Пётр Гринёв во время бури:

«”Эхе, – сказал он, – опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?” Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: “В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо. Ну, а что ваши?”.

– Да что наши! – отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. – Стали было к вечерни звонить, да попадья не велит: поп в гостьях, черти на погосте. – ”Молчи, дядя, – возразил мой бродяга, – будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит”».

Бегло комментируются исторические имена и события (сражение под Юзеевой – поражение, нанесённое войску Кара отрядами пугачёвцев 8 ноября 1773 г.), так как подробный комментарий к этим словам увёл бы нас в сторону от решения основных задач. Поясняя значение таких слов, как «стремянный», «кибитка», «тулуп» и др., мы указываем на их устаревший характер и предлагаем учащимся найти, если возможно, им замену. Подводим учащихся к выводу, что речь героев повести не книжная, а живая, общепонятная, с использованием историзмов, просторечных, диалектных слов.

Таким образом, наш комментарий не является исчерпывающим, но он достаточен и носит целенаправленный характер.

После отбора материала для комментария и установления его дозировки учителем планируется следующее: какое место займёт комментарий в процессе чтения; где и когда давать пояснения: до чтения текста, в процессе чтения или после?

Нередко постоянное отвлечение от чтения текста комментарием убивает эмоциональное воздействие произведения. Не следует «перебивать» писателя, надо дать ему возможность высказаться до конца, и только тогда, при необходимости, пояснить текст.

Объяснения, сопутствующие чтению текста, даются лишь в порядке исключения в предельно лаконичной форме и только в том случае, если предложение прочитано, мысль закончена, и комментарий не прерывает мысли писателя. Приведем пример, когда попутные комментарии допустимы. Читая о страсти отца Петра Гринёва к чтению Придворного календаря, учитель делает следующее пояснение: «Придворный календарь – ежегодное издание, в котором печатался список придворных служащих и лиц, награждённых орденами». Попутные пояснения возможны здесь потому, что они помогают понять смысл текста и не прерывают мысль автора.

Остановимся на предварительном комментарии. Зачастую он бывает малоэффективен. Перед чтением отрывка из второй главы повести «Капитанская дочка» учитель обращается к классу: «Ребята, в тексте вам встретятся непонятные слова, запомните их значение». И далее поясняется значение этих слов. Их около двух десятков. Конечно, такое беглое объяснение слов, вырванных из контекста, проходит впустую, при чтении учащиеся не узнают их и не понимают.

Значит ли это, что от предварительного объяснения слов нужно отказаться? Нет, оно бывает необходимым, без него нельзя обойтись, но для предварительного объяснения необходимо, прежде всего, выбирать такие слова, без знания которых учащиеся не поймут смысла читаемого текста, и при этом следует максимально ограничить количество таких слов, понятий, имен.

Чрезвычайно важно подготовить учащихся к восприятию незнакомого текста, объяснив предварительно самое необходимое и обрисовав общественную обстановку, в которой писалось произведение. Это создает у учащегося необходимый эмоциональный настрой, располагает их к восприятию художественного произведения.

Например, перед чтением повести «Капитанская дочка» необходимо рассказать учащимся о причинах обращения Пушкина в тридцатые годы к исторической теме, о причинах Пугачёвского восстания, о том, кем был Емельян Пугачев, и др.

Более углублённый анализ и детальный комментарий учитель даст после того, как текст будет прочитан.

Цель предварительного комментария – помочь учащимся лучше понять текст при первом знакомстве с ним. К словам и выражениям, объяснённым до чтения, учитель возвращается, чтобы проверить, как поняли их учащиеся в контексте.

Предварительный комментарий может быть дан и до чтения какой-нибудь части произведения. В отдельных случаях, когда предстоит освоить очень трудное для учащихся произведение или часть его, полезно до чтения наметить основное содержание или план того, что будет прочитано.

Решая, какие слова, понятия, имена пояснять до чтения или после, мы учитываем, что многое неизвестное учащимся может быть ими понято в контексте без комментария. Так, значение слова «рачитель» неизвестно восьмиклассникам, но, читая строки: «И денег, и белья, и дел моих рачитель», – ученики обычно улавливают общий смысл этого слова и без комментария.

Не обязательно сразу же, в связи с чтением главы или отрывка, давать исчерпывающий комментарий всем непонятным словам и явлениям. Иногда при чтении последующих глав или отрывков из произведения отчётливее выясняется смысл прочитанного ранее, на предыдущих уроках.

Таким образом, некоторые пояснения даются до чтения текста, лишь в виде исключения; краткие и немногочисленные пояснения – в процессе чтения; основное комментирование проводится после того, как текст прочитан.

Эти принципы легко соблюдать, изучая небольшое по объему произведение, которое возможно повторно перечитать. В том случае, если изучается большое произведение («Капитанская дочка») и нет возможности прибегать к повторному чтению, надо заранее разделить текст на законченные части, на эпизоды и по прочтении каждого из них давать необходимый комментарий. Вопрос о таком членении текста очень важен и труден, и нередко встречается неудачное его решение. Нельзя, например, за единицу членения принимать абзац и после чтения каждого абзаца давать комментарий.

Части, на которые делится текст, должны представлять собою законченное целое, иначе комментирование лишь помешает понять учащимся смысл произведения. И читая, и комментируя текст, учитель в первую очередь заботится о том, чтобы не разрушить у учащихся целостное представление о произведении.

При подготовке к уроку надо решить, что объяснять и как объяснять. В какой степени подробными должны быть объяснения, как сделать их более доходчивыми, наглядными, точными? Объяснения должны быть предельно лаконичными, точными, и, вместе с тем, доступными для учащихся. Нельзя непонятное слово или явление объяснять с помощью другого непонятного слова или явления.

Рекомендуется тщательно готовить формулировки пояснений, так как импровизация на уроке не всегда бывает удачна.

Лучшему усвоению лингвистического и историко-бытового комментария способствует использование наглядного материала, иллюстрации с изображением костюмов, обстановки и прочих атрибутов быта минувшей эпохи (Репродукция картины В.Г. Перова «Суд Пугачёва», иллюстрации С.В. Герасимова и Г.С. Дмитриевой). К сожалению, такого рода иллюстрации редко используются на уроке, даже тогда, когда они имеются в хрестоматии.

Использование иллюстративного материала обогащает уроки комментированного чтения и делает их более живыми, интересными.

Очень важно подумать и о том, как учащиеся будут готовиться к урокам комментированного чтения.

Какие знания и умения необходимы учащимся для того, чтобы уроки комментированного чтения проходили с максимальной пользой?

Выше уже говорилось о предварительном знакомстве учащихся с текстом произведения.

Когда самостоятельное чтение предшествует урокам комментированного чтения (если произведение изучается по проблемам или обзорно и в классе проводится лишь выборочное чтение), важно правильно организовать самостоятельное чтение учащихся. Необходимо, чтобы к уроку комментированного чтения все учащиеся прочитали текст дома. Поэтому полезно установить точно сроки, к которым самостоятельное чтение надо закончить.

Следует облегчить самостоятельное чтение учащихся и сделать его целенаправленным, чтобы последующий разбор текста проходил при максимальной активности класса, для этого полезно предварительно предлагать учащимся вопросы в соответствии с основными проблемами, по которым будет вестись разбор произведения. Надо учить школьников пользоваться закладками, делать в книге пометки, выписывать и заучивать нужные цитаты.

Вопросы могут быть составлены по отдельным главам, и в соответствии с этими вопросами учащимся предлагается работа с текстом, подбор цитат и примеров.

Постоянное повторение ранее изученного материала облегчает комментирование текста и способствует закреплению знаний учащихся.

Следует использовать не только знания, но и навыки, приобретенные учащимся на предыдущих уроках комментированного чтения. К их числу относятся навыки вдумчивого чтения, умение разбираться в ткани художественного произведения, умение самостоятельно пользоваться сносками, подстрочными примечаниями и комментариями, помещаемыми в конце книги, а также толковыми и энциклопедическими словарями.

Полезно на уроках комментированного чтения, начиная с пятого класса, предлагать учащимся самостоятельно находить в хрестоматии объяснение непонятных слов, постепенно усложняя подобные задания. Такого рода работа может быть проделана учащимися и в классе, и дома. Формулировка домашнего задания может быть примерно такой: прочитать главу повести, самостоятельно найти объяснение непонятных слов, запомнить их значение и включить эти слова в пересказ прочитанной главы. Таким образом, возможны специальные задания по комментированию текста (в том случае, если учащиеся пользуются книгой, в которой имеются примечания).

В восьмом классе, когда учащиеся овладевают навыками самостоятельного чтения, полезно

Вы можете скачать готовую оригинальную работу по специальности "Педагогика" с похожей темой, которая уже была успешно защищена, но в открытом доступе в Интернет не выложена. Жмите на кнопку!



Дополнительная информация о дипломной работе на тему "Учебное комментирование повести А.С. Пушкина Капитанская дочка":

 Просмотров: 639

Другие дипломные работы по специальности "Педагогика"

Специфические ошибки письма и особенности устной речи детей начальных классов общеобразовательных школ и их коррекция

Введение

Трудности овладения письмом, иначе говоря, различные виды
дисграфий – явление нередкое в нача...

Смотреть работу >>

Формування в учнів умінь розв’язувати задачі на рух

Зміст

Вступ

1. Теоретичні основи розв’язування задач на рух

1.1 Роль задач у початковому курсі математи...

Смотреть работу >>

Профилактика дисграфий у дошкольников с общим недоразвитием речи

Российский государственный педагогический университет

имени А. И. Герцена

Кафедра коррекционной педаго...

Смотреть работу >>

Психическое развитие детей

Оглавление

1.  Психическое развитие детей 3- го года жизни

2.  Особенности работы по математ...

Смотреть работу >>

Організація самостійної роботи учнів початкових класів на уроках математики

Боднарчук Марія Володимирівна ″Організація самостійної роботи учнів початкових класах на урока...

Смотреть работу >>

Нарушения в структуре речевого дефекта у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба

Содержание

Введение

Глава I.
Научно-теоретические основы голосовых расстройств у детей с врожденными
рас...

Смотреть работу >>

Личный пример учителя в начальной школе

Содержание

Введение

Глава 1. Профессионально-личностные качества учителя

1.1 Основные требования к учит...

Смотреть работу >>

Использование разнообразных форм уроков при изучении темы "Квадратные уравнения" в 8 классе

ГОУ СПО "Кунгурское педагогическое училище"

ПЦК преподавателей естественно-математических дисциплин

Вы...

Смотреть работу >>

Формирование грамматических навыков у учащихся вторых классов на основе "грамматических сказок&quot

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические вопросы формирования иноязычных грамматических навыков у уч...

Смотреть работу >>

Формування культури мовлення молодших школярів на уроках рідної мови

Міністерство освіти та науки України

Тернопільський національний педагогічний університет

імені Володи...

Смотреть работу >>

Последние добавленные работы: