Дипломная работа на тему "Особенности жизненной перспективы и мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей"

ГлавнаяПсихология → Особенности жизненной перспективы и мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей




Текст дипломной работы "Особенности жизненной перспективы и мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей":


Дипломная работа

Особенности жизненной перспективы и мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретический анализ особенностей развития подростков из социально неблагополучных семей

1.1 Общая характеристика подросткового возраста

1.2 Семья и ее функции с точки зрения социализации подростка

1.3 Неблагополучная семья и ее характеристики

1.4 Психолого-педагогические особенности подростков из социально неблагополучных семей, специфика жизненной перспективы и мотивации к самореализации

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей жизненной перспективы и мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей

2.1 Описание процедуры исследования

2.2 Описание и обоснование выбора методик для проведения исследования

2.3 Анализ и интерпретация полученных данных

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность: Проблема подросткового (14-16) возраста в настоящее время приобрела особую актуальность в связи с глубокими и быстро протекающими социальными изменениями, возникшим разрывом школы (теории) от жизни (практики), утратой идеологических ориентиров в воспитании подрастающего поколения, резко возросшим количеством самых разнообразных факторов, влияющих на психологический облик современного юношества.

С точки зрения большинства авторов педагогики и психологии этот возраст представляет собой критический период [5, 9, 14, 21], т. к. считается возрастом становления самостоятельной личности. Главными новообразованиями возраста являются способность к осознанному построению собственной жизненной перспективы и умение реализовать себя в соответствии с поставленными целями. Именно этим ключевым понятиям посвящена наша дипломная работа.

С психологической точки зрения жизненная перспектива - это определение человеком своего жизненного пути, поиск своего места в обществе, путей включения себя в жизнь; а мотивация к самореализации - в целом, стремление реализовать себя, осознание и понимание о способах реализации своих способностей, в соответствии с имеющимися возможностями.

На сегодняшний день социально-экономическая ситуация в обществе характеризуется динамичностью, неопределенностью, нестабильностью протекания всех общественных процессов. Главными характеристиками современного общества являются: отсутствие устоявшегося канона человека и устойчивого сценария своего развития. Такое общество лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологические установки. Такой же неопределенностью характеризуется обстановка в семье. Особенно, ситуация осложняется тогда, когда мы имеем дело с социально неблагополучной семьей. Ее быт, особенности семейного уклада только усугубляет их положение. Следовательно, ситуация в семье характеризуется противоречивостью, т. е., с одной стороны, необходимостью формирования у подростка вышеперечисленных качеств, а с другой, отсутствием необходимых условий для формирования главных новообразований подросткового возраста.

Дипломный проект опубликован на сайте www.diplomnaya.sokolbank.ru

Уникальный банк готовых защищённых студентами дипломных работ предлагает вам приобрести любые работы по необходимой вам теме. Мастерское написание дипломных проектов под заказ в Самаре и в других городах России.

Гипотеза:

- У подростков из социально неблагополучных семей очень низкая мотивация к самореализации в социально одобряемых сферах деятельности.

- Содержание жизненной перспективы у подростков из социально неблагополучных семей размыто, слабо структурировано, характеризуется пассивным отношением к собственному будущему.

Объект: подростки из социально неблагополучных семей.

Предмет: связь мотивации к самореализации и жизненной перспективы у подростков из социально неблагополучных семей.

Цель: выявить особенности жизненной перспективы и мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей.

Для достижения цели и проверки гипотезы в данной работе поставлены следующие

Задачи:

1. Рассмотреть особенности подросткового возраста (характеристику, задачи и особенности психического развития) в свете различных психологических концепций;

2. На основе обзора зарубежной и отечественной литературы описать феномен жизненной перспективы и мотивации к самореализации в подростковом возрасте (14-16 лет);

3. Проанализировать особенности неблагополучных семей, их характеристики;

4. Провести исследование по данной тематике.

Методы исследования:

- Самоактуализационный тест (Методика САТ);

- Методика Неоконченных предложений;

- Статистические и математические методы обработки результатов.


Глава 1. Теоретический анализ особенностей развития подростков из социально неблагополучных семей 1.1 Общая характеристика подросткового возраста

Психологическое содержание подросткового возраста до сих пор остается предметом дискуссий отечественных психологов. Несмотря на большое количество исследований в этой области, наука пока не пришла к единой точки зрения на вопросы: что является ведущей деятельностью в этом возрасте, каково центральное новообразование исследуемого возраста, каковы границы возраста, к какому периоду - критическому или стабильном - он относится. Исследователи подросткового возраста объясняют подобную неопределенность исторической и социальной обусловленностью развития личности, которая является причиной отсутствия стабильных границ подросткового возраста.

Связь культурно-исторической ситуации с границами подросткового возраста хорошо проиллюстрирована в работе Н. Н. Толстых, которая изучала отношение подростков к будущему. "В России за короткий исторический период произошли глубокие изменения в разных сферах жизни, которые оказали влияние на развивающуюся личность. В результате на глазах одного поколения проявлялись существенные изменения общей направленности личности подростка…" [39]. Сопоставляя данные, полученные в результате обследования школьников с третьего по восьмой классы, с результатами исследований Л. И. Божович и Н. И. Крылова [5], также посвященных изучению отношения к будущему у детей различных возрастов, Н. Н. Толстых обнаружила интересный факт, касающийся границ подросткового возраста. В начале 80-х, отмечает Н. Н. Толстых, происходит изменение в отношении к будущему на рубеже шестого и восьмого классов, что примерно соответствует возрасту 13 лет. Такое расхождение результатов можно объяснить изменением в социальной ситуации развития поколений [39]. "Некоторая универсальность задач развития в подростковом возрасте позволяет выявить типичные особенности становления личности подростка, однако условия, в которых каждое новое поколение вынуждено решать эти задачи, существенно различаются. Это касается общественных целей и ценностей, социально-педагогических условий обучения и воспитания, культурной и национальной основы, экономической ситуации в стране и регионе" [39].

В исследованиях Л. И. Божович [5], которые проводились в середине 50х годов, переломный момент в представлении о будущем наблюдался у учащихся восьмого и девятого классов, т. е. в 14 - 16 лет. Десятилетие спустя исследования Н. И. Крылова показали, что выбор будущей профессии становится актуальным для юношей и девушек только в 16 - 17 лет.

Еще одним аргументом, объясняющим некоторые расхождения относительно ключевых аспектов подросткового и юношеского возраста, является то, что подростковый возраст в культуре возник совсем недавно, и еще не нашел в современности способов своего развития подобно более древним возрастам. "Сегодня нет еще в культуре ведущей деятельности подростничества, не определена социальная ситуация развития подростка - социум предъявляет к нему те же требования, что и к младшему школьнику, благодаря чему подростковый кризис не находит своего разрешения" [19].

Арестова О. считает, что одним из психологических последствий социальных кризисов является нарушение (или даже деструкция) временной перспективы личности, крушение жизненных планов и временная дезориентация субъекта [3]. Специальное исследование в отношении временной перспективы личности показало, что это состояние вызывает нарушение связанности или согласованности прошлого, настоящего, будущего и отсутствие будущей доминанты. Отмечается, что чувство деперсонализации и нереальности связано с неспособностью видеть себя в будущем. Сходная структура временной перспективы отмечается и у подростков 14 - 16 лет, у которых временной фокус смещается на настоящее. Такие дети живут сегодняшним днем, они не видят связи прошлого, настоящего и будущего. Временная перспектива представлена разрывной.

Сформированность представлений о своём будущем и отношение к жизни, выраженное в оптимистической или пессимистической оценке своих жизненных перспектив можно отнести таким характеристикам, которые во многом определяют активность и "жизненный тонус человека" (или другими словами - мотивирующую силу). Можно с уверенностью говорить о том, что позитивное отношение к жизни, надежды на реализацию жизненных планов, уверенность в своём будущем являются, в этом смысле, мощными психологическими факторами [7]. И образ будущего во многом зависит от эмоциональной окрашенности - является ли оно для человека эмоционально привлекательным или эмоционально отталкивающим. Поэтому эмоциональное отношение к будущему является одной из важнейших характеристик будущего [12].

При описании возраста очень интересной, на наш взгляд, является теория Д. Б. Эльконина, в которой период от 11 до 17 лет относится к "подростничеству" и делится на две фазы:

1.11 - 15 лет (средний школьный возраст). Ведущая деятельность - общение в системе общественно полезной деятельности (например, в общественных организациях, спортивных и художественных секциях и т. д.). Внутри этой деятельности подростки овладевают способностью строить общение в зависимости от различных задач, способностью ориентироваться в личностных особенностях и качествах других людей, способность сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе [44].

Также и в школе, главным для подростка остается общение [44]. Дети общаются, их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она остается преобладающей, в деятельность общения. Главное происходит на переменках. Туда выплескивается все самое сокровенное сверхсрочное, неотложное. Личностные качества начинают цениться больше, чем учебные достижения. Происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно - в мысли, в мечте - проработать, проиграть свои устремления, желания, что оказывает большое влияние на развитие внутренней жизни. И это единственная деятельность, в которой будущая жизнь может быть мысленно "продействована". Общение подростков является своеобразной формой воспроизведения взаимоотношений, существующих в обществе взрослых людей, ориентации в нормах этих отношений и их освоения.

2.15 - 17 лет (старший школьный возраст). Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. У старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и выбирать нравственные идеалы, самосознание.

Л. И. Божович характеризует период взросления двумя фазами [4]:

1.12 - 15 лет - первая фаза подросткового возраста - в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе.

2.15 - 17 лет - вторая фаза подросткового возраста (ранняя юность) - в этот период развиваются процессы самопознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает самостоятельную жизнь.

В этот период происходит определение старшеклассником своего места в жизни и внутренней позиции, формирование мировоззрения, которое влияет на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Задача выбора будущей профессии принципиально не может быть успешно решена вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Устремленность в будущее в старшем школьном возрасте конкретизируется в таких понятиях как "жизненная перспектива", "мотивация к самореализации" и др.

Л. И. Божович как аффективный центр старшего школьника выделяет:

обращенность в будущее (старшеклассник смотрит на настоящее с позиции будущего).

построение жизненных планов.

В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации [5]. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, "наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов". Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, возникают "на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения". Именно в мотивационной сфере, как считала Л. И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

И Л. И. Божович, и Д. Б. Эльконин рассматривают этот период как кризисный: "Кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей присущими качествами" [4, 44].

Кроме того, Л. И. Божович уделяет особое внимание мечте. Она считает, что в мечтах подростков всегда имеет место то или иное "моделирование" своего будущего и себя в этом будущем, или, как говорят зарубежные психологи, воображаемое проигрывание будущих ролей [5]. Т. о., мы считаем, что образ будущего, с одной стороны - некая абстрактная, идеальная картина подростка о том, как он будет жить дальше и представление тех ролей, которые будет выполнять. Также он определяется не только мечтами, но и действительным положением подростка (его реальными возможностями).

Жизненная перспектива представляет собой важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, когерентность (согласованность), эмоциональный фон и другие.

Основываясь на положениях Л. C. Выготского и Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдов считал, что у подростков пробуждается стремление участвовать в любой общественно - значимой работе, появляется рефлексия на собственное поведение, умение оценивать возможности своего "Я", то есть практическое сознание [16]. У старшеклассников (14 - 16 лет), по Давыдову, развивается потребность в труде, профессиональные интересы, формируются элементы исследовательских умений, появляется способность строить свои жизненные планы, нравственные и гражданские качества личности и основы мировоззрения. Центральным новообразованием в юношеском возрасте, по его мнению, является осознание своего места в будущем, своей "жизненной перспективы" [16].

Значимость проблемы смысла жизни, субъективно переживаемая высокая осмысленность собственной жизни и творческий характер самореализации являются устойчивой характеристикой юношеского возраста.

Становление субъективности в юношеском возрасте связано со "становлением подлинного авторства в определении и реализации своего собственного способа жизни" [36]. В культуре предполагается, что юноши являются проектировщиками и конструкторами образа своей будущей деятельности и способов достижения этого образа.

Большой акцент на активной преобразовательной позиции вступающего в жизнь молодого человека делал К. Маркс. Конечным продуктом труда, по их мнению, должен выступать, прежде всего, сам человек в его общественных отношениях [26].

Э. Шпрангер одним из главных новообразований старшего школьного - юношеского возраста также выделяет появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни. Он уточняет, что в этом возрасте происходит постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия "Я" к практическому включению в различные виды жизненной деятельности: через открытие "Я", развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств [42].

П. А. Сергоманов считает, что жизненная перспектива складывается под влиянием области успешности [37]. Он предполагает, что юношеский возраст в отношении строительства образов (как собственной образованности и социальной идентичности) разбит как минимум на два такта. Первый - 3-4 года посвящен "работе" над дифференцированием и сопряжением этих образов в целостное представление о будущем, о плане собственной жизни. Этот такт характеризуется "идеальными пробами", пробами образов будущего без их самостоятельной реализации в собственной жизни. Можно было бы сказать, что на данном этапе юноша больше разговаривает, чем делает, его больше заботит идеальное, чем реальное, его беспокоят возможности и средства работы с этим идеальным. Второй такт - 2-3 года посвящен практическим пробам реализации сложившегося образа будущего, его "критике реальностью". Проектирование, планирование, программирование юноша "употребляет" не для производства, а эгоцентрически, для самостроительства. Говоря о планировании, как о возможной ведущей деятельности начала юношеского - старшего школьного возраста, имеются в виду средства для построения самоорганизации. Юноша не планирует, он включен в планирование для обнаружения целей, средств и границ работы с собственными перспективами.

Многие авторы указывают на тесную связь между временной перспективой и мотивацией к самореализации.

Так, например, О. Захарова считает, что временная перспектива будущего, являющаяся ментальной проекцией мотивационной сферы человека и феноменально представляющая собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдалённым будущим, формируется на протяжении всего детства и, главным образом, стихийно: через интериоризацию ценностных установок родителей, их ожиданий в отношении данного ребёнка, через усвоение общекультурных, социальных норм, наконец, через развитие мотивации [20].

М. Р. Гинзбург установил, что настоящее для юношества имеет неоднородный характер: оно по преимуществу представляет собой достаточно развитое смысловое будущее (ценностно-смысловое проецирование себя в будущем), тогда как временное будущее (собственно планирование своего будущего) развито недостаточно [12].

Драгунова Т. В. указывает на то, что функция временного будущего заключается в обеспечении временной перспективы. Временная перспектива представляет собой видение своего будущего во времени, или собственно планирование. Позитивное отношение к планированию и составление планов определенным образом упорядочивают будущее, которое может быть представлено как последовательность достижения ряда целей. В результате же негативного отношения к планированию и отсутствия планов будущее предстает как фактически непрогнозируемое. Обычно лишь в подростковом возрасте человек начинает строить свою перспективу будущего сам, формулирует для себя собственные планы, намерения, задумывается над тем, кем и каким ему хотелось бы стать в будущем [17].

Швейцарский психолог Ж. Пиаже [35] характеризует переходный возраст (12 - 15 лет) развитием способности абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производятся. К этому периоду осуществляется последняя фундаментальная децентрация - ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте, когда согласно Ж. Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни [35].

Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте, в том числе, и в изменениях, которые происходят в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение "уходит в сферу фантазии" [10]. По данным исследований Бернштейна (1980г.), развитие в этом возрасте когнитивной способности - абстрагирования основывает способность старших подростков реконструировать личностные качества [3].

Л. С. Выготский отмечал также еще два новообразования возраста - это развитие рефлексии и на ее основе - самосознания (социальное знание, перенесенное внутрь). СО-знание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления [10].

Несмотря на то, что в этом возрасте начинает развиваться самосознание, нельзя говорить о его сформированности. Образ "Я" в этом возрасте еще не определен, диффузен, расплывчат, неустойчив. Такой же будет и мотивация к самореализации, и содержание временной перспективы.

В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира. Актуальными становятся элементы социально-нравственного или личностного самоопределения. Психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразование, итожащее раннюю юность. И. В. Дубровина, указывая на то, что самоопределение жизненное и личностное продолжается и в последующих возрастах, выделяет главное новообразование ранней юности - готовность к личностному и жизненному самоопределению [18].

Психологические исследования показали, что в старшем подростковом возрасте происходит изменение временной перспективы, "для юноши главным измерением становится будущее". "Подросток пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего отличаются тем, что они ориентированы на результат, а не на процесс развития: подросток может живо, в деталях, представить свое будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда и характерная завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим" [15].

Одним из центральных новообразований этого возраста является возникновение представления о себе не как "о ребенке". Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими [14].

Представления о центральном новообразовании в культурно-исторической концепции можно соотнести с представлениями Э. Эриксона об идентичности [45].

Понятие идентичности обозначает "усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильности владения личностью собственного "Я" независимо от его изменений и ситуаций, способность личности к полноценному решению задач". Идентичность является показателем зрелой личности, истоки которой скрыты в предшествующих стадиях онтогенеза. Основа схемы развития по Э. Эрискону - "эпигенетический принцип", который состоит в развитии организма как процессе, осуществляемом путем последовательных новообразований. Э. Эриксон включает взросление в биологический контекст, тем самым уходит от проблемы биологического и социального. Им было выделено 8 фаз развития идентичности. Переход на каждую последующую стадию протекает в форме "нормативного кризиса" и при условии разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе.

Пятая стадия, по Э. Эриксону (15-20 лет), юность, является ключевой для приобретения идентичности. При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и у девушек формируется чувство идентичности, при неблагоприятном - спутанная идентичность, сопряженная с сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы, особенно, если подросток имеет какие-либо проблемы с ближайшим окружением (семьей). Некоторые подростки выбирают такие формы поведения, которые помогают снизить чувство тревоги, порожденное неопределенной или незавершенной идентичностью. Юноша может заменить истинное самоопределение временной идентичностью (например, став членом какого-либо клуба, организации). Другие пытаются временно усилить свою идентичность (акты вандализма, спортивные соревнования или конкурсы). Распространенной уловкой является создание бессодержательной идентичности, которая проявляется в различных чудачествах.

В своих работах Э. Эриксон как одного из наиболее важных новообразований подчёркивал значение временной перспективы подросткового возраста [45]. Он утверждал, что формирующаяся в подростковом возрасте идентичность интегрирует все предшествовавшие детские идентификации. Применительно к подростковому возрасту последовательность предшествовавших детских идентификаций представляет собой психологическое прошлое. Собственно формирующаяся идентичность охватывает психологическое настоящее (включающее в себя психологическое прошлое в снятом виде) и психологическое будущее [45].

Новообразованием возраста, по Э. Эриксону, будет эго-идентичность: построение целостного образа "Я", соотнесение его с представлениями значимых других, согласование этих образов. В противном случае возникает кризис идентичности или ролевое смешение, который характеризуется ролевой и личностной неопределенностью, расплывчатым "Я" и приводит к неспособности выбрать профессию или продолжить образование. "Кризис идентичности состоит из серии: выборов в различных сферах, идентификаций и самоопределений" [45].

Помимо всего сказанного выше, некоторые исследователи период 14 - 16 лет рассматривают как переходный между подростковым и юношеским возрастом [9, 18, 22, 33]. В этом возрасте решается вопрос о дальнейшей жизни: продолжить ли обучение в школе или пойти в училище, а может быть и работать? При этом подросток должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области деятельности.

Это крайне сложная задача. Еще более она усложняется в наше время, когда рушатся выработанные предыдущими поколениями стереотипы, представления о значимости образования и престижности той или иной профессии. "Далеко не все старшие подростки к концу 9-го класса могут выбрать профессию и связанный с ней дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора" [8].

Сложность современной социальной ситуации девятиклассников состоит в высокой степени неопределенности жизни, неясности перспектив развития общества. Также необходимо учитывать специфику психического развития девятиклассников, уровень которых отличается степенью зрелости от тех же одиннадцатиклассников. Такие условия ограничивают способность видеть перспективу своей будущей жизни, школьники с большой тревогой смотрят в завтрашний день. Многие подростки, ограждая себя от неудач, специально отказываются от планирования и проектирования событий собственной жизни.

"Периодом возникновения сознательного "я"", - пишет И. С. Кон, - "как бы постепенно не формировались его отдельные компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст" [21]. Развитие самосознания - центральный психический процесс переходного возраста. Практически все отечественные психологи называют этот возраст "критическим периодом формирования сознания" [5,9,14,22].

Специфические моменты самосознания, формирование Я - концепции, включающей образ "Я - профессионала", зависит от степени согласованности идеального и реального "образа - Я" и идеального и реального образа профессии. Соотношение "Я - реального" и "Я - идеального" определяет требование человека к себе. Потребность в удовлетворении собственного "Я" (самоуважении, собственной значимости и компетентности) должна реализоваться в самоутверждении и в самовыражении человека, в его стремлении проявить себя. Не только познание, но и осуществление себя формирует самосознание человека, его "внутреннее Я", его мотивацию. Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности [21].

Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в эти периоды практически едина у исследователей разных школ и направлений. Авторы достаточно единодушны в описании того, как протекает процесс развития самосознания в этот период. Примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (14 - 16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я-концепции.

Противоречивость положения подростка и юноши, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний - эти факторы актуализируют вопрос: "Кто Я?".

Постановка этого вопроса - закономерный результат всего предшествующего развития психики. Рост самостоятельности означает не что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению, т. е. к самосознанию.

Итак, в целом мы описали основные особенности подросткового возраста. Подводя итоги первого параграфа, можно сказать следующее: как основное новообразование, итожащее раннюю юность (14-16 лет), авторы выделяют определение подростком своей жизненной и личностной позиции (планы, профессия…). Или иными словами, И. В. Дубровина выделяет главное новообразование ранней юности - готовность к личностному и жизненному самоопределению [18].

Психологические исследования показали, что в старшем подростковом возрасте происходит изменение временной перспективы, "для юноши главным измерением становится будущее". "Подросток пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Его образы будущего отличаются тем, что они ориентированы на результат, а не на процесс развития: подросток может живо, в деталях, представить свое будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда и характерная завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим", особенность мотивации к самореализации [14].

1.2 Семья и ее функции с точки зрения социализации подростка

В данной работе мы подробно остановимся на самом главном факторе, который оказывает огромное влияние на образ жизни ребенка и его психическое развитие: родительский дом - отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ребенка с момента его рождения. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он наблюдает у родителей, в первую очередь. Ребенок учится жить, подражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их ценности. Это внешняя сторона жизни ребенка, которая отражает его внутренний мир, который очень сильно влияет на дальнейшую жизнь, психическое развитие и становление личности.

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.) Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис дали достаточно полное определение семьи. В. С. Торохтием в труде "Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей" описана комплексная модель семьи, приведем его определения:

Семьей традиционно принято считать первичную социальную группу, в которой рождаются индивиды и которая обеспечивает их первоначальное воспитание, физическую, психическую и в целом социальную защиту и поддержку.

Семья представляет собой социальную систему, изменяемую во времени и состоящую из индивидов нескольких поколений. Обычно все члены такой системы объединены родственными узами, т. е. многосторонними отношениями между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее домашнее хозяйство.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей.

Как пишет Мудрик А. В., семья относится к одному из главных факторов социализации человека. Факторы социализации - это действующие на человека условия, влияющие на его развитие, является механизмом приобретения человеком социального опыта. Семья по классификации факторов А. В. Мудрика относится к микрофакторам. Микрофакторы влияют на развитие человека через агентов социализации, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь, которые с ними взаимодействуют [28].

В современной научной и учебно-методической литературе существует много вариантов классификаций функций семьи и их характеристик. В нашей работе особое внимание мы уделяем подростковому возрасту, а также характеристикам социализирующих функций семьи в данном возрасте. Анализ литературы позволил выделить нам следующее:

1.  Прежде всего, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. Еще в младенчестве и в раннем возрасте семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным [25]. Обеспечивая своему ребенку благоприятную среду, семья способствует тому, что ребенок вырастет психически здоровым, тем самым адекватно сможет, в дальнейшем, при выборе профессии поставить конкретную цель, оценить свои способности, возможности, способы ее реализации. Т. е. физическое и психическое здоровье - залог к успешному развитию потребности в самореализации подростка.

2.  Семья влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, ибо именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы, связанные с маскулинностью или фемининностью.

социальный неблагополучный семья подросток

3.  Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет их успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. В этом плане, семья прививает подростку ценность образования, что активно влияет на стремление подростка выбрать свою будущую профессию, понять, как он будет ее осваивать. Т. е., семья вообще обеспечивает ребенку способность мыслить, а значит, создает необходимые условия для осознанного построения подростком своей жизненной перспективы.

4.  Проекция семейных взаимоотношений и установок служат подростку ориентиром в повседневной жизни и межличностных контактах, так как новых способов, образцов поведения и установления контактов он еще не достиг. Поэтому, благоприятный климат в семье, эмоциональная привязанность ее членов служат формированию у подростка социально одобряемой мотивации к самореализации.

5.  Положение подростка в семье имеет существенное значение для него, которое при благополучном морально-психологическом климате может активно на него воздействовать, прежде всего, в формировании образа, структуры, формы, общей картины внешнего мира, из которой формируется сознание, а также стремление реализовать себя в этой жизни.

6.  Семья - это первая по времени часть социального пространства, в которую входит, которую осваивает ребенок. Она формирует основу личности, ту "социальную форму", которая будет наполняться содержанием в школе, других институтах образования и воспитания. В семье у ребенка формируются и складываются основные идеалы и жизненные ценности, нормы и способы жизнедеятельности. Это способствует тому, что подросток познает то, как он может действовать в тех или иных ситуациях, как может происходить тот или иной процесс, т. е. закладывает в нем основу для построения собственной жизненной перспективы.

7.  Кроме того, в значительной мере жизненный путь ребенка определяют семейные условия, включающие социальное положение, материальный уровень и уровень образования родителей. Создавая каждый раз вполне определенные условия для жизнедеятельности человека, семья определяет возможности для развития тех или иных качеств, индивидуальных способностей человека, тем самым формирует личность, что, естественно, не может не отразиться на мотивации подростка реализовать себя. Семья главным образом определяет желания и потребности подростка и, соответственно, возможности их реализовать.

8.  Семья демонстрирует и предъявляет подростку нормы и ценности, определяет содержание и формы взаимоотношений с другими людьми, предметами и социальными явлениями. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющие его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

9.  Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным (выбор супруга и характер общения в семье). Этот аспект можно рассматривать как один из основополагающих в устремлениях подростка при построении своей жизненной перспективы.

10.  Семья определяет те или иные формы социального контроля и санкций за отклонение от социально одобряемых форм поведения, регулирует поведение. А это, непосредственно влияет на формирование у подростка социально одобряемой мотивации к самореализации.

11.  Родительская семья для ребенка является той непосредственной частью социального пространства, среды, где происходит его взросление, формирование жизненных норм и ценностей. Именно в семье, через восприятие отношений к себе со стороны значимых других - родителей - у ребенка формируется самооценка, самоотношение, и таким образом, программируется его социальное развитие, взаимоотношения с другими людьми.

Иными словами, можно представить вышеизложенную классификацию следующим образом:

1.  нормативно-регулятивная, формирующая и регулирующая жизнедеятельность человека в обществе;

2.  личностно-преобразовательная, индивидуализирующая человека посредством формирования потребностно-мотивационной сферы, идеалов и установок человека;

3.  ценностно-ориентационная, формирующая систему ценностей, определяющих образ жизни человека;

4.  коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, насыщая человека информацией, с целью формирования его образа жизни.

Итак, нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения юношей, который не зависел бы от семейных условий их жизни в настоящем или прошлом. Родители в своих образцах поведения, в отношениях друг к другу, к старшему поколению и другим членам семьи неосознанно формируют отношения подростков ко всем ключевым вопросам жизнедеятельности. Главным образом, мы поняли, что семья оказывает ведущее влияние на формирование у подростка мотивации к самореализации и, в соответствии с ней, определенное содержание жизненной перспективы, ее протяженности, направленности, согласованности.


1.3 Неблагополучная семья и ее характеристики

Из предыдущего параграфа мы можем сделать вывод о том, что семья является основным хранителем и транслятором социальных и нравственных ценностей, что она влияет на формирование идеологии подростка и т. п. В целом, влияние семьи на развитие будущей личности не может быть восполнено другими институтами социализации. К сожалению, российская семья сегодня испытывает сильное давление со стороны новых общественных норм, диктующих совершенно иную, отличную от старой, логику поведения, связанную с изменением экономических и политических условий [32]. И семья, как основополагающий институт, в структуре общества особенно чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности.

В результате экономических реформ в стране, семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации, не имеющей исторических аналогий. Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30-49-летних представителей общества, которые к указанному возрасту достигают определенной стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне. Перестройка же экономических отношений в России отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного уровня, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку.

В силу этих обстоятельств, происходящих в стране, в социально-педагогической практике стал актуален термин "неблагополучная семья".

Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством и т. д. [29].

Неблагополучных семей, т. е. семей, где ребенку не уделяется должное внимание, как это ни прискорбно, в настоящее время превеликое множество. Их характеристики разнообразны - это могут быть семьи, где родители не занимаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, запугивают их, якобы, "для их же блага", не создают условий для нормального развития и т. д. [31]. Таким образом, важно понять, как происходит развитие детей из кризисных семей.

Из существующего множества типологий семьи нами была выделена классификация М. А. Галагузовой, которая определяется следующими параметрами:

1.  Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.

2.  Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

3.  Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.

4.  Асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя [11].

Олиференко Л. Я. предлагает свою классификацию неблагополучных семей. Их можно разделить на три группы:

1.  превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии развития неблагополучия;

2.  семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня;

3.  семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей [29].

Возможна и более простая классификация неблагополучных семей: по количеству родителей - полная, неполная, опекунская, приемная, семья усыновителей; по количеству детей - малодетная, многодетная, бездетная; по материальному благополучию - малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо обеспеченная; по проблемам родителей - семья алкоголиков, наркоманов, безработная, криминогенная, лишенная родительских прав, социально-дезадаптивная. Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные; чаще всего они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста.

Таким образом, мы видим, что семья, а главным образом ее неблагополучие препятствует продуктивному развитию и социализации подростка. Далее, мы хотели бы обратить внимание на то, какое именно влияние оказывает неблагополучная семья на становление личности подрастающего поколения.

В нашей работе особое внимание мы уделяем семьям, которые выделены в эту категорию по проблемам родителей, а именно - семьи алкоголиков и наркоманов, а также семьи, родители которых просто не занимаются своими детьми в силу личных интересов, тем самым просто забывают об их воспитании…

Драматизм ситуации усугубляется еще и тем, что материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели также и к возникновению совершенно новых проблем воспитательного и иного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Дети не обращаются к таким родителям за советом и помощью, считая их неудачниками, неспособными к выживанию в новых условиях.

Семьи, переживающие постоянный кризис, и семьи, склонные к пассивному образу жизни, стараются избежать болезненных проблем. Это выражается в нежелании членов неблагополучной семьи выжить, дать выход злобе и незащищенности, освободиться от контроля извне и неспособности противостоять критическим ситуациям. Некоторые родители, оказавшись без "почвы" под ногами, в силу своей неуверенности и безвыходности положения, пытаются найти это противостояние и выход в алкогольных и других способах якобы "расслабления" [11].

Говоря о качественных особенностях менталитета российской семьи сегодня, было бы неверным рассматривать его изменение в свете одних лишь экономических реформ. Практика показывает, что новые экономические принципы взаимодействия в обществе привели к значительным переоценкам нравственных основ жизни.

Следующая проблема социально неблагополучных семей не является исключительно воспитательной проблемой российской семьи, а носит всеобщий характер. Сегодня часто употребляется термин "гуманизация" в приложении к разным сторонам жизни (в том числе к образованию). Актуализация этого термина к началу XXI в. в развитых странах мир; свидетельствует о том, как меняется система ценностей человечества. К концу века наблюдается возврат к ценностям эмоционального характера: повышается значимость взаимопонимания, моральной поддержки, эмпатии, взаимопомощи и т. п. Все эти термины укладываются в емкое понятие "гуманизация межличностных отношений".

В рамках семьи требование гуманизации особенно уместно, так как должно проявляться практически во всех сферах ее жизнедеятельности. К сожалению, исследования фиксируют, что около трети семей школьников не отвечают этому принципу. В таких семьях царит взаимное равнодушие, отсутствие интереса членов семьи друг к другу, даже рукоприкладство. Госкомстат свидетельствует, что за один только 1995 г. в результате семейных ссор было совершено 791 тыс. преступлений между родственниками, причем 21 % пострадавших - дети. Становится очень распространенным бегство детей из дома: 57 % детей в приемниках-распределителях ушли из семьи добровольно или были изгнаны.

Кроме того, поведение родителей в таких семьях напоминает поведение маленьких детей, которые не могут найти контакта со взрослыми. Такие взрослые остаются на той стадии развития, когда они сами пережили невосполнимую утрату или тяжелейшую травму. Часто родители в такой семье - это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся в глубокой депрессии [32].

Подобное состояние взрослых делает невозможным формирование в семье бережных взаимоотношений между членами семьи и эмоциональной поддержки. Отсутствие эмоциональной поддержки детей со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются, в частности, в снижении уверенности в себе у детей и подростков, в низкой мотивации к нравственному, духовному, высокому.

Отсутствие материальных средств отражается на питании семьи, что снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их организма, истощению и т. д. Социальная и психологическая отстраненность оборачивается апатичным отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушением личности членов семьи. Неблагополучная семья утрачивает всякую веру в самоизменение и продолжает поступательное движение к полному краху.

Подводя итог сказанному выше, попытаемся сделать основные выводы.

Вывод первый: переход России на качественно иной путь развития экономики существенным образом отразился на жизнедеятельности семьи. Сегодня пока рано говорить об окончательных социальных последствиях, но материальное положение семей на данный момент по многим показателям оставляет желать лучшего. Такие семьи, как правило, привыкали жить в ситуации кризиса. Отсутствие у неблагополучных семей мотивации к переменам в лучшую сторону вызывает обеспокоенность всех организаций.

Вывод второй: ухудшение финансового положения семьи, связанное с падением престижа ряда профессий, обусловило сокращение воспитательного потенциала родителей. Как правило, дети оказываются выброшенными из системы образования. Они ничему не учатся, у них нет перспективы личностного роста, а значит, таким детям сложнее выстроить свой жизненный путь достойным образом. Кроме того, "пример" родителей и нестабильная социально - экономическая ситуация в стране заводит подростка в тупик и замешательство, а также снижает мотивацию подростка не только к дальнейшему профессиональному росту, но и к жизни в целом.

Вывод четвертый: недостаточное внимание государственных функциональных институтов к семьям группы риска ведет к криминализации российского общества за счет расширенного воспроизводства этими семьями подобного себе потомства.

В конечном итоге, влияние семьи оказывается на столько существенно и глубоко, что подростки из социально неблагополучных семей не способны к построению собственной содержательной жизненной траектории, а мотивация к самореализация у них представлена как стремление удовлетворить самые простые потребности, носит более материальный характер, а не социально значимый, социально одобряемый.

1.4 Психолого-педагогические особенности подростков из социально неблагополучных семей, специфика жизненной перспективы и мотивации к самореализации

В нашей работе мы описываем подростков группы риска. В настоящее время понятие "дети группы риска" употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска - это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних [27].

Классификация Т. А. Шульги подразумевает следующие категории таких детей:

1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;

4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

По данной классификации аспектом нашей работы является третья категория детей, т. е. дети из социально неблагополучных семей. К этой категории относятся дети, родители которых не занимаются их воспитанием и развитием. В результате такие подростки характеризуются слабым здоровьем, отклонениями в развитии, низкой успеваемостью в школе, различными проявлениями девиантного (отклоняющегося) поведения и т. д.

Слово риск в данном случае означает возможность, большую вероятность негативного, нежелательного влияния образа жизни родителей, семейного уклада на развитие и становление личности подростка. Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие "группа риска" появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам. В последнее же время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т. д.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е. И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). Близок к этому подход В. Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска для детей, изучаемой нами категории:

1.  медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т. д.);

2.  социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т. д.);

3.  психологические (отчуждение от социальной среды, непринятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т. д.);

4.  педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т. д.) [43].

Общественная практика педагогов и психологов позволяет выделить также и другие факторы. Основными такими факторами являются следующие обстоятельства жизни этих детей:

1.  пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.);

2.  устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;

3.  убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками, или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения;

4.  лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т. д.);

5.  оставление малолетних детей одних без пищи и воды;

6.  отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками и т. д.

Все выше перечисленные факторы во многом являются объективными характеристиками подростков из социально неблагополучных семей.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Данные причины ведут к тому, что данная категория детей имеет ряд характеристик, особенностей в развитии, существенно влияющих на его мотивацию к самореализации и жизненную перспективу. На них мы остановимся более подробно.

В последние двадцать лет за рубежом и в России выполнен ряд исследований пагубного влияния социально неблагополучных семей на развитие личности подростка. В общих чертах они показывают, что на развитие ребенка особо пагубно влияет "отсутствие" матери (материнская депривация). Помимо этого фактора, обнаружены и другие факторы негативного влияния неблагополучной семьи: сенсорная депривация - обеднение среды, ее сужение; социальная - уменьшение коммуникативных связей с окружающими людьми; эмоциональная - снижение эмоционального тона при взаимоотношениях с окружающими; психическая - невозможность удовлетворения основных потребностей.

Если же рассматривать более подробно, то мы выявили некоторые пункты, по которым хотели бы описать психолого-педагогические особенности подростка из социально неблагополучной семьи, которые, в свою очередь, влияют на содержание мотивации к самореализации и жизненной перспективы. Это физические и психические, умственные особенности, а также особенности, касающиеся его умениям социализироваться в обществе.

1.  Психологические (психофизиологические) особенности и особенности в умственном развитии:

Семейное неблагополучие влечет за собой массу проблем, характеризующихся поверхностностью, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, приводит к нарушению ценностных ориентаций, способствует появлению глубоких душевных ран. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаются в депрессиях, разнообразных психосоматических заболеваниях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя. Трудности в поведении детей и подростков очень часто уходят своими корнями в неразрешенные еще с детства проблемы самих родителей. Психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно "записывается" в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в школьном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне "естественный". Он не знает других отношений в семье. Таким образом, подростки из неблагополучных семей фиксируют стиль поведения и образа жизни родителей, считают их образцами собственного стиля поведения. И при вхождении в самостоятельную жизнь проецируют все то, что "усвоили". Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

Во взаимоотношениях же со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

Еще одной характерной чертой подростков из неблагополучных семей является их низкая способность к адаптации в стрессовых ситуациях. Из таких ситуаций ребенку трудно выпутаться, как правило, их последствия негативно влияют на нормальное функционирование всего организма.

Сила переживания подростком стрессовых ситуаций зависит от того, насколько эти события и обстоятельства им воспринимаются и игнорируются. Подростки не могут регулировать силу переживаний. Переживания стрессовых ситуаций оставляют значимый след в его душе, и чем он меньше, тем сильнее могут быть последствия переживаний. Накопление стрессовых ситуаций со временем либо приводит ко многим проблемам, низкой мотивации к самореализации, либо помогает обрести гибкость, что зависит от его умения противостоять трудностям.

Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это способствует появлению чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять. Все эти обстоятельства ведут к тому, что подросток растет эгоистом, озлобленным на весь окружающий мир. В результате, он либо попытается реализоваться с помощью незаконных методов, либо в скором времени покончит жизнь самоубийством, либо будет стремиться к реализации своих потребностей социально одобряемыми методами. Но для этого ему нужна помощь специалистов. В любом случае, перспективы подростков из социально неблагополучных семей оставляют желать лучшего.

Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т. д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, "эффект зализывания ран", боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно). В такой ситуации мотивация к самореализации и жизненная перспектива приобретают ту же окраску. Т. е., в своей жизни он не будет стремиться к построению любви, семьи, доверительных отношений и т. п. Либо, наоборот, будет стремиться, всячески, это устроить, но процент успешности здесь будет очень минимальным, т. к. подросток не имеет нужного позитивного опыта, необходимого для построения взаимоотношений.

Обстановка в семье, связанная с неблагополучием, ведет к переживанию подростком травматических ситуаций, что также негативно отражается на его личности. Семейные невзгоды внедряются в сознание, постоянно вспоминаются детьми в процессе всей жизни. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, чувства, которые соответствуют переживаниям во время травмы, негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающим событие, физиологическая реактивность, проявляющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах со сном, раздражительности, вспышках гнева, нарушениях памяти и концентрации внимания, сверхбдительности, преувеличенном реагировании [11].

Особенность таких ребят в том, что психика "сживается" с переживаниями травмы, приспосабливается к ней. Симптомы травматических переживаний проявляются у них в виде психических отклонений. Для подростков из социально неблагополучных семей такая черта психики является способом выживания, фундаментом построения жизненной перспективы.

При работе с подростками из неблагополучных семей многие авторы описывают "свойственное им состояние беспомощности". Понятие "беспомощность" рассматривается нами как то состояние человека, "когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии…". У подростков группы риска это состояние связано с конкретными ситуациями: невоз

Вы можете скачать готовую оригинальную работу по специальности "Психология" с похожей темой, которая уже была успешно защищена, но в открытом доступе в Интернет не выложена. Жмите на кнопку!



Дополнительная информация о дипломной работе на тему "Особенности жизненной перспективы и мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей":

 Просмотров: 368

Другие дипломные работы по специальности "Психология"

Взаємозв’язок самоактуалізації й смисложиттєвих орієнтацій та ціннісних орієнтацій у середньому віці

ЗМІСТ

ВСТУП

РОЗДІЛ 1 ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛІЗАЦІЇ ТА ЦІННІСНИХ ОРІЄНТАЦІЙ У СУЧАСНІЙ ПСИХОЛОГІЇ

1.1 Самоак...

Смотреть работу >>

Взаимосвязь самооценки старших школьников и уровня адаптации в системе межличностных отношений

Министерство образования Российской Федерации Дипломная работа

Тема: Психологические особенности по...

Смотреть работу >>

Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государстве...

Смотреть работу >>

Изучение и коррекция личностной тревожности в младшем школьном возрасте

Дипломная работа

Изучение и коррекция личностной

тревожности в младшем школьном возрасте

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕД...

Смотреть работу >>

Представления у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой

Тема: «Представления у детей о роли мужчины в семьях с р

Смотреть работу >>

Агрессивное поведение младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1...

Смотреть работу >>

Зависимость от азартных игр, гэмблинг-зависимость

Диплом.

Зависимость от азартных игр. Гэмблинг-зависимость.
Содержание

Введение. 3

Глава 1. Литературный...

Смотреть работу >>

Агресія як форма поведінки підлітків

Зміст

Вступ

Розділ 1. Дослідження агресивної поведінки в соціальній психології

1.1 Природа агресії, фор...

Смотреть работу >>

Использование метода гештальт-терапии в социально-психологической реабилитации военнослужащих, получивших ранения

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии

Специальность: психология

ДИПЛОМНА...

Смотреть работу >>

Социально–психологическая готовность к школе детей посещающих и не посещающих детский сад

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

…………………………………………………………………

4

Глава 1. Теоретические и методологические основ...

Смотреть работу >>

Последние добавленные работы: